Сайт Партнёров бренда "Сибирское Здоровье" Подробнее на: http://sibvaleogroup.ru

Разработана гидрогелевая наноплатформа для диагностики и лечения рака

Международная группа ученых разработала методборьбы с опухолями при помощи гидрогеля из бактериофагов и золотых наночастиц.Отчет о работе опубликован в Proceedings of theNational Academy of Sciences.

Исследователи из Японии, Германии и США решилииспользовать бактериофаги в разработке наноплатформы для прицельного выявленияи терапии злокачественных новообразований. Преимущества этих вирусов какфункциональных наночастиц заключаются в том, что они просто и недорогопроизводятся, устойчивы к внешним воздействиям, не патогенны для эукариот испособны целенаправленно соединяться с определенным типом клеток. Кроме того, вних можно встроить другие наночастицы, которые необходимо высвободить поприбытии в опухоль.

При смешивании с коллоидными золотыминаночастицами бактериофаги спонтанно организуются в гидрогелевую сетевиднуюфрактальную структуру. С помощью частиц золота исследовали соединилибактериофаги с теплочувствительными липосомами (сферами из липидных мембран),которые способны переносить и выделять различные диагностические ифармакологические вещества. Для работы выбрали липосомы, которые высвобождаютсвое содержимое при температуре выше 40 градусов Цельсия. В оболочечный белокфага рIII встроилипептидную последовательность, селективно соединяющуюся с рецепторами наповерхности раковых клеток.

На первой стадии эксперимента ученыеубедились, что липосомы сохраняют теплочувствительность при связывании с фагом.Для этого они «нагрузили» липосомы в гидрогеле флуоресцентным веществомкальцеином и нагрели их лазером. При температуре 42 градуса Цельсия веськальцеин выделился из липосом в течение 10 минут. Затем результат воспроизвелина платформе из агарозного геля, имитирующего опухолевую ткань.

После этого исследователи проверилиспособность фага, соединенного с золотом и липосомами, к связыванию склетками-мишенями. В эксперименте in vitro полученная наноплатформа успешно«обнаружила» клетки карциномы, рецепторы которой соответствовали лиганду наоболочке бактериофага.

Затем полученную наноплатформу испытали намышах с раком груди. Движение частиц к опухоли и накопление гидрогеля в нейотследили, поместив в липосомы флуоресцентный маркер. Это позволило не толькоубедиться в прицельном связывании наноплатформы с раковыми клетками, но иподтвердить ее пригодность для неинвазивной визуализации опухоли.

Еще в одном эксперименте с помощьюнаноплатформы из бактериофага, наночастиц золота и теплочувствительных мезопористыхкремниевых наночастиц ученые успешно доставили противораковый препаратдоксорубицин в опухоли груди и простаты у мышей, вызвав уменьшение объемановообразования.

Исследователи подчеркивают, что разработанная методикауниверсальна, и может применяться для диагностики и лечения различных видовопухолей.

Олег Лищук