Сайт Партнёров бренда "Сибирское Здоровье" Подробнее на: http://sibvaleogroup.ru

В РФ нашли супералмазы, облегчающие бурение скважин

Ученые из Института геологии и минералогии им. Соболева СО РАН и Новосибирского государственного университета исследовали алмазы, найденные в метеоритном кратере Попигай в 1970-х гг., и выяснили, что они тверже обычных алмазов.

Алмазы из кратера Полигай лучше режут и обладают более высокими абразивными свойствами, заявил ведущий научный сотрудник института Константин Литасов в интервью ТАСС

«Были проведены исследования, сделаны предварительные оценки запасов на некоторых участках Попигайского кратера. Оказалось, что запасы алмазов огромны. Для более детальной оценки нужно провести еще несколько полевых сезонов. А самое главное — наши ученые обосновали промышленное значение этих алмазов», — пояснил Литасов.

Почти 35 млн лет назад на российском Крайнем Севере упал настолько большой метеорит, что на месте падения остался кратер диаметром более 100 км. А поскольку породы в этой области богаты графитом, в кратере образовалось большое количество алмазов.

Кратер открыт в 1946 г., он получил название Попигай. В ходе исследований в 1970-х гг. в кратере найдены алмазы, но их добычу тогда сочли нерентабельной. Однако научные исследования кратера продолжались, в частности с 2000-х гг. этот объект стали изучать сотрудники Института геологии и минералогии.

В статье в журнале Scientific Reports Литасов и его коллеги Валентин Афанасьев и Николай Похиленко совместно с японскими учеными из Университета Эхиме изучили особенности структуры попигайских алмазов методом просвечивающей электронной микроскопии. Такие алмазы «слеплены» из мельчайших зерен. Ученые впервые показали, что эти зерна наноразмерные, благодаря этому они и отличаются по свойствам от обычных и технических алмазов.

«Космические» алмазы в кратере Попигай тверже обычных естественных и синтетических камней и имеют более высокие абразивные и режущие свойства. Поэтому инструменты, например буровые установки, в которых используют такие алмазы, могут служить дольше.

«Увеличение времени работы буровых инструментов даже на 20% дает огромную выгоду, и вместе с экономистами исследователи обосновали, что, если это месторождение разрабатывать, экономическая выгода будет исчисляться миллиардами долларов», — заключил Литасов.

Newsland.ru