Сайт Партнёров бренда "Сибирское Здоровье" Подробнее на: http://sibvaleogroup.ru

ДНК и нанотрубки объединили для «опознания» одиночных белков

Материаловеды из Гарварда, Массачусетского технологическогоинститута и Университета Калифорнии разработали сенсор, способный обнаружитьвыделение одиночные молекулы белка, выделяемые микроорганизмами. В его основележит «лес» из углеродных нанотрубок, связанных с ДНК-аптамерами. Ученыенадеются, что устройство поможет исследовать коммуникацию между бактериями — обменсигнальными молекулами, позволяющий им координировать экспрессию генов.Исследование опубликованов журнале Nature Nanotechnology, кратко о нем сообщаетпресс-релиз MIT.

Белки в клетке выполняют огромное количество функций:ускоряют химические реакции, служат каналами для ионов, позволяют клеткамобщаться между собой и выполняют транспортные функции (например, гемоглобин вкрови). В связи с этим существует большое количество разных белков и выделитьсреди их смеси какой-то конкретный достаточно сложно. Один из способов — использоватьдля этого белковые антитела, способные связываться только с интересующимимолекулами.

Однако прочные комплексы с белками образуют не только другиебелки. Некоторые короткие цепочки ДНК или РНК могут связываться с исследуемым белкомдаже сильнее, чем антитела. Такие частицы называют аптамерами. В традиционныхметодах качественного анализа требуются концентрации белков порядка миллионовчастиц в миллилитре. В то же время, для исследования синтеза белков в одиночноморганизме требуется детектировать частицы на уровне одиночных молекул. Подобные технологии существуют лишь длямеченных белков.

Сам сенсор состоит из массива углеродных нанотрубок, ккоторым привязаны аптамеры. В тот момент, когда искомый белок приближается кодной из таких нанотрубок, происходит образование молекулярного комплекса. Это предсказуемымобразом смещает длину волны флуоресценции нанотрубки — ученые считываютсоответствующий сигнал. Сам сенсор помещен внутрь микрофлюидной ячейки, внутрикоторой находятся и исследуемые организмы. Считывание флуоресценции происходитс помощью инфракрасного микроскопа.

Главная сложность состояла в том, что аптамеры меняют своюконфигурацию, будучи привязанными к нанотрубкам напрямую, и теряютселективность к белкам. Чтобы этого избежать, ученые разработали аптамеры сгибкими «хвостами», позволяющими молекулам присоединяться к углеродным нанотрубкамне искажая формы. Сенсор был опробован на нескольких молекулах — сигнальномбелке RAP1 и вирусномбелке HIV1-интегразе.

По словам ученых, методика практически не имеет ограниченийпо минимальной концентрации детектируемых частиц — сенсор способен увидеть дажеодиночные частицы белков. Однако, чем меньше концентрация детектируемоговещества, тем больше требуется времени на то, чтобы его обнаружить. Основнымприменением для сенсора может стать исследование синтеза белков в организмах. Кпримеру, биофармацевтические компании смогут контролировать в режиме реального времени темпы и качествобелков, производимых генно-модифицированными организмами.

Ранее химики из США и Швейцарии предложили методикуопределения одиночных молекул белков по их форме, размерам, заряду и другим физическимхарактеристикам. Она предполагает исследование электропроводности наноразмерныхканалов, внутри которых передвигаются белки.

Владимир Королёв