Редактирование генома испытали на жизнеспособных эмбрионах человека

Китайские генетики впервые отредактировали геном в жизнеспособных человеческих эмбрионах. Оказалось, что система редактирования CRISPR/Cas9 исправляет в них генетические мутацииэффективнее, чем в «ненормальных» эмбрионах, с которыми генетикиработали раньше.Статью об исследовании опубликовал журнал Molecular Genetics and Genomics.

На сегодняшний день избежать наследственных генетическихзаболеваний у новорожденных можно с помощью диагностики и отбора здоровых эмбрионовдля ЭКО. Но этот метод помогает только тогда, когда здоровые эмбрионы есть, атакие случаи довольно редки. Эффективной альтернативой этому методу может статьредактирование генома эмбриона с помощью метода CRISPR/Cas9. Этот метод уже используется в рамках первых клинических исследований для исправления генетических ошибок в соматических клетках (т.е. тех, что не участвуют в произведстве половых). Однако редактирование генома на уровне целого эмбриона подразумевает неизбежную передачу изменений по наследству, что вызывает опасения некоторых ученых и политиков. Консенсуса относительно юридического статуса таких исследований в западных странах пока нет, однако в Китае этических ограниченийна работу с эмбрионом и половой линией человека сейчас нет. Два года назад группа китайских генетиков опубликовала первые результаты редактированияэмбрионального генома. Ученые использовали только нежизнеспособные эмбрионы,которые не могли развиться в плод. Тогда эффективность работы CRISPR/Cas9оказалась очень низкой, удалось исправить мутации только в одном эмбрионе издесяти.

В новом исследовании генетики опробовали CRISPR/Cas9 на «нормальных»эмбрионах, которые могут развиться в плод. Исследователи использовали незрелыеяйцеклетки, отбракованные для проведения ЭКО. Эти яйцеклетки они довели досозревания и оплодотворили сперматозоидами от двух мужчин с разнымигенетическими заболеваниями.

У первого донора была мутация G1376Tв гене фермента G6PD. Эта мутация – распространеннаяпричина фавизма, болезни, при которой употребление некоторых продуктов,например, бобов вызывает повреждение эритроцитов и анемию. В одном из двухэмбрионов от этого донора CRISPR/Cas9 полностью исправила мутацию.Во втором система исправила мутацию только в части клеток, а в остальныхклетках ген G6PD оказался просто выключен,эмбрион стал «мозаичным».

У второго донора была мутациябета41-42, которая вызывает бета-талассемию, заболевание крови, связанное снарушением синтеза гемоглобина. С использованием спермы этого донора ученыеполучили четыре эмбриона. Но система редактирования правильно сработала тольков одном из них, устранив мутацию в части клеток. Еще в двух случаях CRISPR/Cas9не сработала вообще, а в одном внесла дополнительную мутацию. В итоге система редактирования генома CRISPR/Cas9 успешноисправила мутации у половины эмбрионов, в одном полностью и в двух частично. Все эмбрионы были впоследствии уничтожены, подсаживать их для продолжения беременности не планировалось.

Несмотря на то, что исследование очень маленькое, и эффективность редактированиягенома по-прежнему низка, его результаты уже намного лучше, чем у предыдущих подобныхэкспериментов с нежизнеспособными эмбрионами.

Анна Маньшина