Нанопоры помогут в «опознании» единичных молекул белка

Химики из США и Швейцарии под руководством Майкла Майера (Фрибурский университет) разработали методику определения единичных молекул белков по их поведению в зептолитровом объеме специально сконструированной нанопоры. Ученые нашли способ определять одновременно форму, объем, электрический заряд, дипольный момент и вращательные характеристики молекул. По словам авторов, эта методика может найти применение в поиске биомаркеров заболеваний и рутинном анализе белков. Исследование опубликовано в журнале Nature Nanotechnology, кратко о нем сообщает пресс-релиз Университета Мичигана.

Среди методов, позволяющих работать с одиночными молекулами белка можно выделить использование нанопор. В таких установках используется пара сосудов с электропроводящими растворами, которые соединены порой с диаметром в несколько десятков нанометров. В одном из сосудов находится раствор белков. Между сосудами подается напряжение и заряженные молекулы белка перемещаются через отверстие под действием электрического тока — происходит электрофорез.

Авторы новой работы расширили количество характеристик, измеряемых на основе движения через пору, до пяти, что позволит уточнить. Для этого химики модифицировали строение поры, добавив на ее поверхность слой ПАВ и специальных удерживающих фрагментов, заставляющих частицу вращаться при движении сквозь отверстие. Это позволило ученым получить данные о характере броуновского вращения молекулы белка, а также оценить ее поверхностный заряд. Ориентация белка при движении сквозь пору позволяла определить его дипольный момент.

Ученые сравнивают работу с методиками секвенирования ДНК через пору, предлагающими определять последовательность азотистых оснований в молекуле, пропуская ее через нанометровое отверстие и измеряя при этом электрический ток. Химики допускают, что в будущем новый метод может позволить идентифицировать отдельные белки по набору их внешних характеристик, а также позволит создать устройства, способные сортировать белки на уровне отдельных молекул.

Владимир Королёв