Самая яркая комета может появиться на этой неделе

Рекордно яркая комета может появиться на небе в конце этой недели: в ночь с 15 на 16 декабря комета C/2011 W3 (Lovejoy) должна достичь максимальной яркости и станет ярче самых ярких планет, если только не разрушится при сближении с Солнцем, сообщил РИА Новости сотрудник обсерватории «Ка-Дар» Станислав Короткий.

Комета C/2011 W3 была обнаружена австралийским астрономом-любителем Терри Лавджоем (Terry Lovejoy) 27 ноября. Первоначально он думал, что пятнышко на снимках — дефект изображения, однако оно появилось и следующие дни. Затем наблюдения подтвердили другие ученые и обсерватории, и 2 декабря Центр малых планет Международного астрономического союза официально объявил об открытии.

Расчеты показали, что в ночь на 16 декабря комета пролетит на минимальном расстоянии от Солнца — всего лишь в 186 тысячах километров от поверхности светила, что более чем в 100 раз ближе, чем дистанция между Солнцем и Меркурием, и в два раза ближе, чем расстояние от Луны до Земли. Ученые отнесли комету к семейству Крейца, группе «царапающих Солнце» комет, описанной в конце 19-го века немецким астрономом Генрихом Крейцом (Heinrich Kreutz).

Согласно современным представлениям, кометы Крейца — остатки разрушившейся около 2 тысяч лет назад гигантской кометы. Каждый день несколько таких комет пролетают около Солнца и распадаются, однако большинство из них невелики и малозаметны.

Основную их массу астрономы видят непосредственно перед гибелью — на снимках космической солнечной обсерватории SOHO, которая открывает до тысячи подобных объектов в год. Однако комета C/2011 W3 стала первой за многие годы «солнцегрызущей» кометой, открытой еще на пути к нашей звезде с помощью наземных телескопов — и она, возможно, значительно больше, чем ее типичные собратья.

«Это очень редкая ситуация, последний раз такой тип кометы открывали с Земли пару десятков лет назад», — говорит Станислав Короткий. Однако он отмечает, что и эта комета может не пережить столь близкого свидания с Солнцем.

«Она в ночь на 16 декабря пролетит, практически касаясь поверхности Солнца, но если не погибнет, то будет яркой — ярче всех планет», — сказал собеседник агентства.

По его словам, яркость кометы может достичь от -3 до -4 звездной величины, притом, что самая яркая планета на небе, Венера, обладает звездной величиной около -3,9. Некоторые астрономы полагают, что яркость может достичь -5 звездной величины.

«Но комета будет рядом с Солнцем, что помешает ее наблюдениям в северном полушарии. Ее удобно будет наблюдать по снимкам с SOHO и спутникам STEREO», — сказал астроном.

В настоящее время комета уже появилась в поле зрения солнечной обсерватории STEREO-B. Как ожидается, коронограф на борту аппарата SOHO сможет увидеть ее вечером 13 декабря.

Источник: dom-tehnika.ucoz.com