Создана первая супермолекула из искусственных атомов

Исследователи из Колумбийского университета в Нью-Йорке впервые создали молекулы из суператомов — кластеров атомов, которые способны имитировать свойства других элементов периодической системы. Для этого ученые использовали кобальт и селен, а также металлоорганические соединения. Статья, описывающая результаты работы, опубликована в журнале Nano Letters.

Химики начали создавать суператомы, когда обнаружили, что скопления связанных друг с другом атомов обладают свойствами элементов другого типа. В суператомах электроны скапливаются в оболочках вокруг центрального ядра, а их количество и энергетический уровень определяют химические свойства. В природе не существует подобных объектов, но ученые сделали следующий шаг и соединили искусственные атомы друг с другом, создав супермолекулы.

Исследователи построили ядро из шести атомов кобальта и восьми атомов селена. После этого химики присоединили к полученному суператому органические молекулы, содержащие металл, которые могли соединяться друг с другом, образуя аналог химической связи. По словам ученых, манипулируя числом и составом элементов, можно наделить будущие «супервещества» магнитными и проводящими свойствами.

Авторы статьи планируют создавать крупные комплексы суператомов с необходимыми характеристиками, которые могли бы послужить основой для разработки новых электронных приборов и датчиков.

Newsland.ru