Вконтакте Одноклассники Фейсбук

Как начать бизнес? Сайт Сибирского Здоровья

Биологи прочитали геном Юстиниановой чумы

Международная группа ученых прочитала часть генома штамма чумной палочки, который был причиной так называемой Юстиниановой чумы, эпидемии, которая вспыхнула в Европе в VI веке нашей эры. Работа ученых опубликована в журнале The Lancet Infectious Diseases.

Источником генетического материала стали два зуба, найденные на средневековом кладбище города Ашхейма в Баварии. Углеродная датировка позволила установить, что зубы принадлежат людям, которые жили в начале-середине VI века, в то самое время, когда чума вспыхнула в Константинополе (материал датирован 504 и 533 годами, однако ошибка метода составляет около 60-90 лет).

Сравнение прочитанных геномов с геномами других известных разновидностей Yersinia pestis, в том числе с теми, что были причиной Черной смерти XIV века, показало, что «юстиниановский» штамм довольно отличен от них всех. Судя по всему, эта разновидность бактерий исчезла или стала настолько редкой, что не идентифицируется в современных природных резервуарах заболевания.

В этом смысле штамм Юстиниановой чумы сильно отличается от штамма Черной смерти, потомки которого стали причиной вспышки Азиатской чумы в начале XX века. Они до сих пор существуют в диких популяциях грызунов, которые являются резервуарами заболевания.

То, что возбудители, ставшие причиной двух самых известных чумных эпидемий не являются близкими родственниками, говорит о эпидемиологической важности природных резервуаров — оба штамма пришли оттуда независимо. Как говорят авторы, не исключено, что природные резервуары могут стать источниками новых высокоопасных штаммов. Впрочем, пока эти бактерии не приобрели устойчивости к антибиотикам, ожидать масштабных эпидемий рано.