Мы будем рады, если вы поддержите портал



Вконтакте Одноклассники Твиттер Фейсбук

красный зелёный голубой

Российские ученые создали авионику мирового уровня

Российские ученые создали авионику мирового уровня
ПОЛНЫЙ АНТИПАРАЗИТАРНЫЙ КОМПЛЕКТ (НА 10 ДНЕЙ ЧИСТКИ). ЛИМОННО ЭВКАЛИПТОВАЯ ЧИСТКА

Премию правительства РФ получила группа ученых за создание вычислительной техники, обеспечивающей безопасность летательных аппаратов.

У наших самолетов и вертолетов довольно странное реноме. По своим летательным качествам они вполне конкурентоспособны с лучшей в мире техникой, а вот их «мозг», электронные системы управления явно уступают. Не секрет, что, покупая наши летательные аппараты, зарубежные партнеры извлекают из нее электронную начинку, так называемую авионику, и устанавливают более современную. Причина? Мы серьезно отстаем в элементной базе. Кстати, это отставание привело к серии аварий нашей космической техники. И в такой ситуации группе российских ученых присуждена престижная премия именно за создание авионики. Странно? И тем не менее это так.

Российские ученые создали авионику на новых принципах. Испытания на отечественных летательных аппаратах показали, что эта техника ничем не уступает лучшим зарубежным аналогам, а в чем-то ее превосходит. Например, в радиационной стойкости. Это очень важно, так как в верхних слоях атмосферы радиационный фон может превосходить норму в 100 раз, что может привести к сбою техники.

Вину за большинство катастроф сегодня возлагают на человека. Но ведь аппараты буквально напичканы умной электроникой, там и компьютеры, и память, и линии связи, и системы сбора информации, и много чего еще. Почему же, имея такое подспорье, самолеты падают? Дело в том, что и техника, и задачи, которые перед ней ставят, стремительно усложняются, объясняют эксперты. Скажем, военная авиация постоянно меняется. Здесь и огромные скорости, и сложнейшие маневры, и противодействие изощренному, технически прекрасно оснащенному противнику. Надо постоянно следить за огромным объемом информации о своей машине, о противнике, о состоянии внешней среды. Даже электронный мозг не поспевает за предъявляемыми к летательному аппарату требованиями. А в воздухе к нему предъявляются особые, взаимоисключающие требования. Он должен максимально быстро «щелкать» сложнейшие задачи и одновременно быть предельно компактным и простым. Ведь чем сложней техника, тем ниже ее надежность. А еще противостоять различным внешним воздействиям — радиации, температуре, давлению, влажности.

Но этого мало. Увы, электронный мозг ограничен в своих талантах. Не позволяет знаменитый закон Мура, который гласит, что количество элементов в микросхемах из кремния удваиваться каждый год. Но это не может продолжаться бесконечно, нельзя на единицу площади посадить элементов больше, чем некий физический предел. Какой же выход? Сегодня в ведущих лабораториях мира ищут разные ходы, чтобы обойти закон Мура. Например, в обычные кремневые микросхемы «поселяются» новые элементы из других материалов. Российские ученые из Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики применили давно известные сегнетоэлектрики. Они не пропускают электрический ток, но одновременно они обладают одним удивительным качеством: при различных воздействиях, скажем, изменении температур, меняют свою поляризацию. И только за счет этого электронный мозг стал соображать намного быстрей. Дело в том, что в обычных кремневых микросхемах информация принимается и передается последовательно, что тормозит всю работу. А сегнетоэлектрики позволили создать сразу множество параллельных каналов. В итоге многократно повысилась скорость обработки информации.

Но вроде бы сегнетоэлектрики и все их «плюсы» известны давно. Почему только сейчас пришло их время? По словам специалистов, они очень капризны. Их очень непросто «подселить» в обычную кремневую микросхему. Дело в том, что для создания такого гибрида из сегнетоэлектрика и кремния их надо обрабатывать при температуре 700 С. Но такой режим «убивает» микросхему из кремния, верхний предел для него — 500 С. Многие годы потребовалось ученым, чтобы опуститься к этому пределу со 700 С. Каждые десять градусов — это была победа, как у спринтера тысячные доли на стометровке.

Сегодня в мире всего несколько фирм освоили подобную технологию и продают свою авионику по всему миру. Теперь и у России появился шанс включиться в эту гонку.

Справка «РГ»

В авторский коллектив, удостоенный премии правительства «За разработку эффективных алгоритмов обработки информации и создание отказоустойчивых интегрированных вычислительных комплексов, устройств и компонентов бортовых систем обеспечения безопасности функционирования летательных аппаратов», входят Александр Сигов (руководитель работы), Константин Воротилов, Александр Лучников, Евгений Ивашов, Алексей Каперко, Сергей Степанчиков, Александр Воробьев, Николай Макаров.

Источник: rg.ru

Поставьте оценку:
Рейтинг 0 (Проголосовало: 0)

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ДОХОД С КОРПОРАЦИЕЙ "СИБИРСКОЕ ЗДОРОВЬЕ"

Понравилось? Поделитесь с друзьями через кнопки социальных сетей!

Добавить страницу в закладки

0
10:00
88
Популярные видео каналы